КУРСОВА РАБОТА



Курсовая работа. 




Евреи Италии 
и 
 евреи в Италии. 


Курс сопровождающих тургруппы за границу. 



Автор: Вадим Лаут. 




Введение.


История итальянского еврейства, насчитывающая едва ли не два тысячелетия, удивительна и абсолютно не похожа на историю других еврейских общин мира. Пожалуй только североамериканские еврейские общины отчасти напоминают итальянскую, да и то весьма отдалённо...
Еврейская община в Италии, вероятно, наиболее древняя в Европе. И, кстати, наиболее пёстрая: никогда прежде, до создания Государства Израиль, евреи столь разного происхождения не жили вместе, как здесь. На всем протяжении истории еврейской диаспоры «за валом вал» прибывали сюда волны еврейской иммиграции. В течение столетий итальянские евреи сохраняли определенные местные обычаи, основанные на широком разнообразии сефардских, ашкеназских и древних итальянских еврейских традиций. Это касалось обрядов, диалектов, мелодий и даже кухни. Однако самобытность этой уникальной общины никогда не мешала им быть не просто патриотами собственной страны, что, в общем, характерно для большинства евреев в странах диаспоры, но и искренне горячо любить свою родину.
Островом росы Б-жей ( «И таль я» /אי טל ה'/) называют они Италию.
Если верить статистике (ведь, как известно, существует ложь, большая ложь и статистика), еврейское население Апенинского сапожка не велико: немногим больше тридцати тысяч человек, что составляет порядка пол-процента от всего населения Республики Италия. Итальянские евреи – горожане, проживающие, в основном, в крупных городах: Рим, Милан, Флоренция и Триест.
Учитывая особенности происхождения итальянских евреев, для них не характерны типичные, в ашкеназийском понимании, еврейские имена и фамилии, и нам их звучание напоминает скорее отрывки из неаполитанских песен, однако некоторые из них чётко выделяются, например, Ломброзо (известный итальянский крименолог), Пантекорво (выдающийся советский физик /помните у Высоцкого: «...но было б здорово, чтоб Пантекорво взял его крепче за шкирку»/) и некоторые другие. Особенно же много фамилий – неизмененных названий городов (кстати, подобное образование еврейских фамилий характерно не только для итальянской диаспоры, но и для евреев в целом - Познанский, Варшавер, Меджибовский и т.п.): Падова (Падуя по-итальянски, Падва – в русском звучании; Генрих Падва – адвокат на печально извесном процессе Ходорковского. И хотя сам он рассказывал о том, что его родители говорили на идиш, корни этой семьи без сомнения на Аппенинах), Модена, Верона, Рома, Милано. Имена тоже итальянские. Не смотря на то, что таких имен, как Джованни-Баттиста (Иоанн Креститель), Джузеппе-Мария (имя мужское и состоит из Иосифа и Марии) и других, считающихся подчеркнуто католическими (пусть и имеющими еврейское происхождение), не встречается, все остальные у евреев в ходу, даже Чезаре (Цезарь), как у великого Ломброзо.
Нельзя сказать, что наши итальянские собратья столь же ревностно соблюдают собственные традиции, как их соседи-католики – свои. Так уже в начале восьмидесятых годов прошлого века количество смешанных браков в Риме превышало сорок процентов, а в других городах было ещё большим. В наши дни процент смешанных браков достигает уже сорока семи процентов...
Они так же не торопятся воссоединиться с своим народом на родине предков: с 1948-го года по 2003 год из Италии репатриировались... 3795 человек.
Однако, всё вышеизложенное не означает, что еврейская жизнь в Италии сходит на нет. Напротив! В Риме и Милане действуют начальные и средние еврейские школы, студенты изучают иудаизм в высших учебных заведениях в Риме, Милане и Турине. Во многих городах функционирует ряд еврейских музеев, в том числе музей, расположенный в Большой синагоге Флоренции; Еврейский музей Рима; Музей еврейской общины Триеста имени Карло и Веры Вагнер и Еврейский музей Венеции, расположенный в бывшем венецианском гетто, в стране восстанавливаются старинные синагоги и, наконец, с 1986 года в Риме действует Национальный еврейский библиографический центр.


Преданья старины глубокой.


Впервые на территории современной Италии евреи появляются в 161 г. до н. э. Это были послы Иехуды Маккавея, заключившие с сенатом Римской республики договор о дружественном нейтралитете. Дипломатические миссии от правителей династии Хасмонеев направлялись в Рим также в 146-м, 139-м и 133-м гг. до н. э. Посланникам, возможно, предшествовали отдельные торговцы-евреи, которые временно или постоянно проживали в городе, однако ядром еврейской общины на территории Италии стали пленники, уведенные Помпеем из завоеванной им в 63 г. до н. э. Эрец-Исраэль, а затем освобожденные купившими их римлянами или выкупленные единоверцами. Кстати, римляне высылали евреев из Земли Израиля не только в метрополию, но и на окраины. Тогдашним римским Магаданом служила западная часть Эрец Ашкеназ (современная Германия). Так без малого две тысячи лет назад начинается история ашкеназийского еврейства.
Юлий Цезарь, считавший евреев одним из связующих элементов Рима, освободил их от некоторых ограничений, общих для представителей чужих культов, и разрешил им соблюдать религиозные обряды. При императоре Августе, тоже благожелательно относившемся к евреям, еврейское население Италии (главным образом община Рима), по-видимому, насчитывало несколько тысяч человек.
Численность еврейского населения Италии значительно возросла в результате Иудейской войны I. Согласно некоторым источникам, из множества евреев, уведенных в плен Титом, полторы тысячи были привезены в Рим, а пять тысяч — в Апулию, на юго-востоке Италии. Как и пленники Помпея, они были через некоторое время освобождены и остались жить в Италии. В результате мер Веспасиана, обложившего евреев Римской империи особым налогом (fiscus judaicus), Домициана, который взимал его с неслыханной жестокостью, и Адриана, свирепо преследовавшего еврейскую религию, положение евреев Италии, видимо, ухудшилось. Однако крушение восстания Бар-Кохбы, насколько можно судить, не повлекло за собой прямых тяжелых последствий для них. Императоры, вплоть до начала превращения христианства в господствующую религию Римской империи, относились большей частью терпимо или даже благожелательно к евреям. Эдикт Каракаллы (212), предоставивший римское гражданство всем свободным жителям империи, распространялся и на евреев.
К началу 2 в. н. э. численность еврейского населения Римской империи достигла, по некоторым оценкам, пятьдесят тысяч человек; более половины их проживало в Риме (главным образом в районах бедноты) и его окрестностях. Средоточием общинной жизни были синагоги, которых в одном Риме было в этот период (хоть и не одновременно) около 12-ти. Позднее евреи селятся и в других городах Италии, например в Остии, которая в семидесятые годы прошлого века стала одним из перевалочных пунктов на пути советских евреев в Штаты. А когда американский госдеп не вдруг перестал выдавать разрешения на въезд, мол, “у вас на руках израильские визы”, на улицы древней Остии вышли демонстрации с неканоническим лозунгом: «Запусти народ мой!».
Сохранилось очень мало достоверных данных и о научной, и о литературной деятельности евреев Италии в первые века н. э. Известно, что Иосиф Флавий завершил свои основные исторические труды при императорском дворе в Риме. Известно также, что во 2 в. танна Маттия бен Хереш основал в Риме широко известную уже в его время ешиву. Доктрины и обрядность еврейской религии иногда привлекали последователей из числа неевреев, часть которых становилась празелитами, о чем свидетельствуют многочисленные надписи в еврейских катакомбах.


 Средние века.


Раннее средневековье, как, впрочем, средние века характеризуются сменой более антисемитских периодов на менее антисемитские: в разных районах Италии существовали тогда хитроумные и унизительные ограничения для евреев. Однако, справедливости ради стоит отметить, что многие из них существовали только на бумаге и изобретались властями с одной целью: брать с евреев солидные суммы, чтобы с бумаги эти придумки не переползали в жизнь. И слово «гетто» (дословно «плавильня») пришло во все языки мира из итальянского. Хотя землю в районе старой плавильни в Венеции евреи купили у города специально, чтобы жить в своем квартале по своим обычаям.
Однажды, когда к итальянским берегам приплыл корабль с изгнанниками из Испании, измученные жаждой люди возвали: «Пить! Пить!», а толпа христиан на берегу отвечала: «Сначала креститесь!», но... воду все же принесли и людей напоили. Такая уж у итальянцев душа. Суровые испанцы или организованные немцы так бы никогда не поступили…
Среди наиболее выдающихся еврейских ученых и писателей средневековой Италии можно назвать литургического поэта Шфатия бен Амиттая из Ории (умер в 866 г.), астронома и медика Шабтая Донноло, летописца и поэта Ахима‘аца бен Палтиэля и Натана бен Иехиэля Римского — автора известного талмудического лексикона «Арух», а также членов известной семьи галахистов и поэтов Калонимус.
14–15 вв. были периодом расцвета принадлежавших евреям ссудных банков. Еврейские банкиры стремились подражать образу жизни «людей Ренессанса», увлекались литературой и искусством. Небывалого расцвета достигла и духовная жизнь евреев Италии. В это время здесь жили: известный каббалист (см. Каббала) Менахем бен Биньямин Реканати (конец 13 в. – начало 14 в.); поэт Иммануэль Римский; философ и переводчик Иехуда бен Моше Романо (14 в.); Калонимус бен Калонимус (родился в 1286 г. – умер в период после 1328 г.), автор сатир «Массехет Пурим» («Трактат Пурим») и «Эвен бохан» («Пробный камень»); Шмарья бен Элияху (1275–1355), автор философского комментария к Библии; поэт и медик Моше бен Ицхак Риети (родился в 1388 г. – умер в период после 1460 г.), автор «Микдаш ме‘ат» («Святилище малое») — поэмы на иврите по образцу «Божественной комедии» Данте; Овадия Бертиноро, комментатор Мишны; философ Ицхак Абраванель, его сын, поэт Иехуда Абраванель; философ и талмудист Элияху Дельмедиго и гуманист Иоханан Алемано (родился, возможно, в 1435 г. – умер в период после 1504 г.) и многие-многие другие...
В 16-м веке вновь начинаются гонения и до конца 18 в. евреям Италии, число которых в этот период оценивается примерно в тридцать тысяч (четыре–семь тысяч в Риме, немного менее того в Ливорно, остальные — приблизительно в 70 разных местностях), разрешалось жить только в гетто. Вне их стен евреи были обязаны носить отличительный знак поверх одежды. Им был закрыт доступ ко всем свободным профессиям, кроме медицины (и то не без строгих ограничений). Многие врачи-евреи бежали от гонений Павла IV в Турцию. Евреям требовалось особое разрешение для междугородных поездок. Почти повсюду их принуждали слушать миссионерские проповеди. Особенно тяжким было положение римской общины. Однако в других городах папских владений, например, в Анконе и (с 1598 г.) в Ферраре, притеснение евреев было менее суровым. В небольших общинах, в частности Пьемонта, власти оказывали помощь евреям, способствовавшим в 18 в. экономическому развитию области. Евреям Ливорно, где гетто было фикцией, предоставлялась полная свобода применять свои коммерческие способности.
Культурная жизнь евреев Италии конца 16–18 вв. была гораздо беднее, чем в 13–16 вв., однако не заглохла вследствие оторванности от современных интеллектуальных течений внешнего мира. Значительное развитие получила апологетическая литература, представителями которой были Л. Модена, Симоне Луццатто (1583–1663), Ицхак Кардозо. В этот период творили поэт и драматург Моше Хаим Луццатто, поэты братья Я‘аков (1615–67) и Иммануэль (1618–1710) Франсис, видный талмудист и энциклопедист Ицхак Лампронти. Главным образом к 18 в. относится творчество писавшего на иврите и итальянском языке поэта и путешественника Ш. А. Романелли (1757–1817) и итальянского поэта-лирика Саломоне Фьорентино (1743–1815), который перевел на итальянский язык молитвенник сефардов. У Галилея учился математике и астрономии живший семь лет в Италии раввин и философ Иосеф Шломо Дельмедиго (см. Дельмедиго, семья). Л. Модена и С. деи Росси — наиболее известные из композиторов-евреев, часто пользовавшихся в 16–17 вв. покровительством местных правителей. Музыку для синагогального богослужения иногда писали и композиторы-неевреи. Влияние синагогальной музыки сказалось на творчестве итальянского композитора конца 17 в. – первой трети 18 в. Б. Марчелло. В 16–18 вв. действовали еврейские художественные мастерские (например, майолика семейств Азулай и Кохен), изготовлявшие праздничную посуду (для Песаха, субботы), ритуальные предметы и т. п. 

 
Новое и новейшее время.


Эмансипация евреев началась в Италии со времен наполеоновских завоеваний, когда рухнули стены гетто, и, хотя шла с переменным успехом, но все же упрочила их положение к временам Гарибальди, в войсках которого были сотни евреев. Одним из видных лидеров революционного движения в Италии в 1848 г. был Даниэле Манин (1804–57), а офицерские погоны из евреев первые получил Энрико Гуастало (1828-1903гг.). Первым генералом-евреем стал Джованни Сегре. (Его сын, считающийся и сегодня национальным героем Италии, капитан Энрико Сегре со своим подразделением удерживал горный проход в сражнении при Абба-Кориле. Будучи трижды ранен, изнемогая от боли, он не покинул поля боя, пал смертью храбрых, но обеспечил победу итальянским войскам.) В 1830 г. и 1848 г. даже самые реакционные правительства делали евреям кое-какие уступки. Попытка восстановить антиеврейские законы после реставрации в конце 1849 г. режимов, свергнутых революцией, натолкнулась на оппозицию широких слоев народа и со второй половины 19 века евреи италии активно включаются в участие в культурную и политическую жизнь страны. Приобретают известность поэт Дж. П. Ревере (1812–89), актер Г. Модена (1803–61), майор в армии Дж. Гарибальди и член парламента с 1865 г. Э. Гуасталла (1828–1903). С получением евреями полного равноправия после объединения Италии в 1870 г. из их среды выдвигаются многие видные политики, ученые, писатели, художники. Русская народница Анна Кулишова (Розенштейн; 1853–1925, в Италии с 1878 г.) была среди основателей Итальянской социалистической партии в 1892 г (и – увы – первой духовной наставницей Муссолини...). Почти 20 лет был министром финансов, а в 1910 г. стал премьер-министром, Л. Луццатти, военный министр в 1902–1903 гг. — Дж. Оттоленги (см. Оттоленги, семья), министр финансов в 1901 г. — Л. Волемборг (1859–1932), министр юстиции в 1919 г., а затем член сената — Л. Мортара (1855–1937), член парламента с 1882 г., а в 1920 г. сенатор — глава еврейской общины Падуи Л. Романин-Якур (1847–1928). Приобретают известность криминолог Ч. Ломброзо, физик А. Артом (1867–1927), лингвист Г. И. Асколи (1829–1907), историки географии Г. Узиэлли (1839–1911) и картографии Р. Альмаджья (1884–1962), математик Т. Леви-Чивита (1873–1941), скульптор Э. Глиценштейн (1870–1942), живописец А. Модильяни, писатель И. Свево и многие другие. В первой половине 20 в. важный вклад в исследование истории итальянского еврейства и Библии внес У. Кассуто. В начале прошлого века мэром столицы королевства стал еврей. И, что занятно, это не вызвало ни малейшей дискуссии в местной печати. Был, правда, трудный вопрос: о благословении Папы, положенном мэру, но его обошли. Русская, кстати, печать, это избрание мэра в ужасе комментировала на все лады!
Евреи, будучи патриотами, храбро сражались на фронтах Первой мировой войны. И если в начале войны в итальянской армии было всего два генерала еврея (Чезаре Оваза и Ахилл Коэн), то к 1918-му году их было уже девятнадцать (Эммануэл Пуглиезе, Роберто Сегре, Гидо Луизи и многие другие). Непропорционально много евреев было и среди офицеров. Это нехарактерное, в целом, для Европы явление объясняется исключительно просто - среди простых итальянцев антисемитизм был распространен значительно меньше, чем среди простых немцев или венгров. Евреев в Италии было немного - меньше одного процента населения. Они не занимали ведущих положений ни в банках, ни в торговле, ни в промышленности, ни в науке, как было, например, в Германии или в Венгрии. И хотя среди итальянских писателей было много евреев, в работах Альберто Моравиа или Карло Леви не было ничего "специфически еврейского". Ассимиляция итальянских евреев была настолько сильной, что многие и не считали себя евреями. Доля смешанных браков среди евреев и неевреев была в Италии самой высокой в Европе - по переписи 1938 года она составляла 43,7 процентов. "Итальянские евреи выглядят не по-еврейски", - была распространенная в те годы шутка. Знаменитый Примо Леви, ставший для послевоенной Европы символом еврея, пережившего Холокост, не расставался в Освенциме не с Торой, а с томиком Данте. 


Вторая мировая война 


Нет необходимости описывать в данной работе ситуацию, возникшую в Европе в конце тридцатых и первой половине сороковых годов, однако, следует отметить, в антисемитском угаре бесновалась не вся Европа. Более того, как раз союзники бесноватого австрийского ефрейтора (ставшие таковыми, зачастую, в результате трагического для их стран стечения обстоятельств – Маннергейм, Франко, Муссолини и их военнослужащие) часто спасали евреев своих, да и чужих стран...
...23 марта 1932 года, беседуя с немецким писателем Эмилем Людвигом, Муссолини резко прошелся по нацистской теории расизма и антисемитизма:- "К настоящему времени, - сказал дуче - в мире не осталось совершенно чистых рас. Даже евреи не избежали смешения. Именно такое смешение делает нацию сильной и красивой. Я не верю ни в какие биологические опыты, которые якобы могут определить чистоту расы, ни в превосходство одной расы над другой. Те, кто провозглашают благородство германской расы, по забавной случайности, сами ничего общего с германской расой не имеют. Подобное не может произойти у нас в стране. Антисемитизма в Италии не существует.. "
Граф Чиано - министр иностранных дел и зять Муссолини - в 1937 году писал, что в Италии нет "еврейского вопроса". В первые годы фашистского правления в Италии еврей Альдо Финци был заместителем министра внутренних дел. Другой еврей, Данте Альманси, служил вице-шефом итальянской полиции.
14 июня 1934 года. Венеция. Дуче после встречи с Гитлером: "Этот назойливый человек, этот Гитлер, - существо свирепое и жестокое. Он заставляет вспомнить Аттилу. Германия так и осталась со времен Тацита страной варваров. Она - извечный враг Рима". Август 1934, Остия, пресс-конференция. Дуче журналистам: "Германский наионал-социализм - дикое варварство... Европейская цивилизация будет разрушена, если позволит этой стране убийц и педерастов завладеть нашим континентом". 


Любопытно, что Муссолини, как лидера, создала именно еврейская женщина Маргарита Царфати - наследница богатого еврейско-итальянского рода.


Муссолини антисемитом не был, и хотя под давлением нацистов в Италии были приняты антиеврейские законы, на практике их исполнение повсеместно сабатировалось.
Итальянцы, как и любой народ, не являются поголовно праведниками. История о том, как итальянцы пытались спасти евреев, это не история борьбы абсолютного добра со злом. Это действительная история реальных людей. И самое важное в ней - результат. Итальянские дипломаты, военные и чиновники могли просто не участвовать в спасении евреев, что означало бы соучастие в их убийстве. Но многие итальянцы не смогли остаться в стороне. И зло на этот раз не победило. Итальянские военные взяли под свою защиту всех евреев на оккупированных землях, не делая различия на "своих" и "чужих". Пьер Лаваль, премьер-министр французского марионеточного правительства в Виши, заявил итальянскому послу в январе 1943 года: "Я понимаю Ваши усилия спасти евреев с итальянским гражданством, но не могу объяснить, почему Вы спасаете также иностранных евреев". Этого не могли тогда понять и немцы.
Когда осенью 1943 года после капитуляции Италии эсэсовцы вошли в концлагеря во Франции, где итальянцы должны были охранять евреев, то почти никого из евреев там не нашли. Как и в Хорватии, итальянские военные, рискуя жизнью, позволили заключенным скрыться в горах или уплыть морем в Америку или Палестину. 


После падения фашистского режима и капитуляции Италии для итальянских евреев наступили черные дни. Только тогда Эйхман и его подручные получили возможность схватить и вывезти в лагеря смерти евреев из Рима и других городов Италии.
То, что двигало итальянцами во время спасения евреев в годы фашизма, можно было бы назвать "банальностью добра". В душах многих людей сохранился определенный порог порядочности, перейти который они не могли даже по приказу дуче. Престиж нации, совесть и человечность оказались не пустыми словами для многих итальянцев - от простых солдат до генералов и министров. 

А что же сами евреи? Евреи и в этой войне проявили себя патриотами и храбро сражались. В рядах знаменитых итальянских партизан воевали многие евреи (Карло и Нелло Росселли, например, Леон Гинзбург, Умберто Террачини, Лео Валиани, Эмилио Серени), многие – увы – погибли (Анна Мария Энрикес-Аньолетти)...
... Муссолини, считавший, что возрождает Великую Римскую Империю, видел в Империи Британской своего противнка и, коль скоро сионисты тоже были не в восторге от мандата, он считал их (сионистов) своими союзниками. В разное время он принимал у себя Х. Вайцмана, Н. Соколова и других менее известных деятелей сионистского движения (Отсюда, кстати, и «произростает» известный миф лубянского агитпропа о том, что сионисты дескать не гнушались сотрудничать даже с фашистами, а значит «Сионизм – это фашизм!» Интересно, какой вывод из того, что генерал бронетанковых войск Шимон Кривошеин в 1939-м году вместе с генералом Гударианом командовали совместным парадом советских и германских войск, должны сделать сионисты?! Вероятно, «Коммунизм – это фашизм!»?! Но я, кажется, отклонился от темы... ) Среди других, в 1936-м году побывал на приёме у Муссолини и известный в Эрец Исраэль журналист, сын знаменитого Бен-Иуды, Итамар Бен-Ави. Дуче был неплохо осведомлён о делах в Палестине и считая себя римлянином, прощаясь, обратился к Итамару: «Скажи, иерусалимец, может быть, у тебя есть ко мне какая-либо просьба?» «О, да – ответил гордый еврей – иерусалимцы желают попросить Вас о том, чтобы в Риме разобрали Триумфальную Арку Императора Тита с надписью «Иудея покорена». Мы хотим воздвигнуть её в Иерусалиме с другой надписью: «Иудея освобождена»!». Муссолини разбил гомерический хохот, а прийдя в себя, он одной фразой... предвосхитил исход будущей войны: «Ну что ж, передай иерусалимцам, пусть попробуют её захватить!..» 

...Прошло всего девять лет и в мае 1945-го года пять тысяч бойцов Еврейской Бригады прошли под Триумфальной Аркой Тита победным маршем, а над их головами гордо реяло бело-голубое знамя – их – НАШ – национальный флаг. 

Их ЗНАМЯ ПОБЕДЫ!!! 

Современность. 

После возникновения Государства Израиль отношения между нашей страной и Итальянской республикой переживали и спады и взлёты, но они ни коим образом не отражались на евреях в самой Италии, а после повторного прихода к власти в начале 2000-х гг Сильвио Берлускони, отношения между нашими странами я бы даже назвал дружескими... Италия занимает взвешенную позицию в арабо-израильском конфликте и выступает с решительным осуждением палестинского террора. Во время визита в Израиль в 2001 г. С. Берлускони отказался посетить резиденцию Я. Арафата в Рамалле. После того, как в начале 2003 г. С. Берлускони стал очередным президентом Европейского союза, он приложил большие усилия для включения Хамаса в список террористических организаций, что и было осуществлено. Берлускони является решительным сторонником вступления Израиля в Евросообщество. В Израиле удовлетворенно отметили, что после того, как премьер-министр Италии возглавил Евросоюз, эта международная организация ослабила антиизраильскую направленность в своей деятельности. 

Послесловие.

Итальянское еврейство практически не дало миру ни великих писателей, ни политиков, ни учёных, ни банкиров. Численность самой древней общины в Европе не менялась едва ли не тысячу лет. Да, жизнь их не всегда была спокойной и безмятежной, но ни Богдана Хмельницкого, ни Изабеллы, ни Хрустальной Ночи они не знали. Стоит задуматься, а вдруг это взаимосвязано? 

Библиография 

1. Краткая Еврейская Энциклопедия. Иерусалим. 
2. Еврейская Энциклопедия on line. 
3. «Три женщины». Владимир Лазарис. Изд-во «Ладо». Тель Авив. 
4. «Евреи в войнах тысячелетий». Марк Штернберг. Изд-во Гешарим Иерусалим. 
5. «По тропам еврейской истории» Рут Сэмюэле. Изд-во «Библиотека Алия».
6. «Банальность добра» Евгений Беркович. "Вестник" №3(236), Германия.
НЕ ЗАБУДЬТЕ

Комментариев нет:

Отправить комментарий